Возложение цветов к памятнику Шевченко в Симферополе 9 марта 2016 года. Фото: "Крым.Реалии"

Страх — это априори

Почему крымские власти панически боятся проведения любых мероприятий, связанных с украинской тематикой, как преследуют активистов проукраинских организаций в Крыму, кем подменили настоящих украинцев полуострова и почему не ведут совместной деятельности украино-ориентированные сообщества — обо всем этом журналист Евгений Круглов поговорил с активистами общественного объединения Украинского культурного центра Крыма в канун запрещенного местными чиновниками празднования дня рождения украинского поэта Тараса Шевченко.

Этот особенный день

За несколько дней до нашей беседы крымская прокуратура начала настоящую облаву на проукраинских активистов — многократно звонили на мобильные и городские телефоны, выезжали по месту регистрации и проживания, угрожали организовать привод. И все ради того, чтобы предостеречь их от провокационных действий на 9 марта — день, который с 2014 года стал символичным для всех сторонников украинского Крыма. Тогда возле памятника Шевченко проходили не только традиционные чествования Кобзаря, но и митинг против проведения референдума. Тогда же стало известно о похищении лидеров крымского майдана Андрея Щекуна и Анатолия Ковальского.

Год спустя в этот день тоже не обошлось без политических скандалов. Проводить какие бы то ни было мероприятия у памятника Шевченко в симферопольской администрации запретили. А ряд активистов Украинского культурного центра, которые согласовали проведение массового мероприятия в удаленном от большого количества людей месте, были задержаны полицией без внятных объяснений и причин. Как потом выяснилось — за использование украинской символики, которая, в общем-то, официально в Крыму никем не запрещена.

И вот в канун очередного дня рождения Шевченко сотрудники надзорного ведомства настойчиво донесли его почитателям, что подозревают их в намерениях «спровоцировать правоохранительные органы Крыма к использованию силы путем размещения украинской символики и скандирования проукраинских лозунгов». Именно так сформулирован текст в предостережениях за подписью заместителя прокурора Симферополя Александра Шкитова.

Может, это глупость?

«Это что вообще за обвинения в намерении кого-то спровоцировать? — удивляется Алена Попова, которая значится одним из организаторов несостоявшегося мероприятия. — Надзорный орган должен следить за соблюдением законодательства, в том числе со стороны правоохранителей. Если они у них такие нервные и способны отреагировать на никем не запрещенную украинскую символику применением силы, то почему мы за это должны нести ответственность?»

Среди других нелепостей в тексте предостережения активисты выделяют полное отсутствие презумпции невиновности в отношении организаторов мероприятия, а также размытость некоторых формулировок. Таких, к примеру, как «украинская символика». Ведь и вышиванка — это символика. И желтые тюльпаны с синей лентой кто-то может расценить как символику. И за одно только это правоохранители, получается, уже могут бить.

Никакого другого объяснения такого панического страха перед всем украинским, кроме как глупость ответственных представителей власти, в Украинском культурном центре не видят. Ведь все запретительные действия наглядней тысячи заявлений про «дружную семью народов на полуострове» и отсутствие преследований отдельных национальных групп. «Они боятся проявления нашей идентичности. Одного упоминания о том, что в Крыму остались украинцы», — считает активист Украинского культурного центра Михаил Батрак.

При этом сам отказ администрации Симферополя в проведении культурного мероприятия организаторы обжаловать не планируют, согласившись с тем, что чрезвычайная ситуация техногенного характера — это хоть какой-то повод. Пусть даже и с массой нестыковок, таких как дневные часы проведения акции, на организацию которой не требуется никакой электроэнергии. Зато, по словам Алены Поповой, после отмены ЧС есть шанс добиться разрешения на проведения акции памяти Шевченко в другой день — не к дню рождения, а к годовщине выхода какого-нибудь сборника, или вообще к другой дате в культурной жизни Украины.

Что же касается дня памяти Тараса Шевченко, то крымчане с проукраинскими взглядами будут приходить к его памятнику по отдельности в удобное для себя время. И даже при таком формате в Украинском культурном центре не исключают противоправных задержаний или еще каких-то эксцессов, единственной целью которых является запугивание патриотично настроенных украинских крымчан.

«Никаких ущемлений»

Любопытно, что никаких мероприятий не планируется со стороны национально-культурной автономии украинцев Симферополя, руководитель которой Олег Кравченко появился в информационном пространстве полуострова только единожды несколько месяцев назад, в день проведения важного пропагандистского мероприятия — первой международной конференции «Многонациональный Крым в современном международном контексте».

В ходе этого мероприятия много говорилось про межнациональное согласие, но Кравченко была отведена особая роль — твердо и уверенно он заявил, что «нет никаких ущемлений ни на национальном, ни на культурном уровнях». И, видимо, чтобы не искушать судьбу, сам проверять истинность своего заявления не стал. Во всяком случае, со слов активистов Украинского культурного центра, с момента своего внезапного появления (а раньше про него никто из украинцев Крыма ничего и никогда не слышал) автономия украинцев не провела ни одного мероприятия.

Михаил Батрак считает, что никакой активности от этого «клона» ждать и не стоит — его будут использовать только в случае необходимости, чтобы продемонстрировать всем желающим, насколько уважают и не притесняют на полуострове права украинской общины.

Про страх даже не говорим

Между тем активисты Украинского культурного центра согласились с тем, что реальные общественные объединения или инициативы, связанные с украинским языком и культурой, представлены на полуострове слабо и взаимодействуют между собой очень посредственно. Правда, относительно природы этой разобщенности однозначного мнения нет.

Алена Попова считает, что одним из элементов «преткновения» являются разные взгляды на форму работы с местной властью — одни для себя считают приемлемым требовать реализациb положенных по закону прав, другие эту власть не считают легитимной и не поддерживают контакта с теми, кто с такой точкой зрения не солидарен.

В свою очередь Михаил Батрак говорит о том, что в большинстве случаев на общении негативно сказываются амбиции ряда лидеров общественных инициатив, которые исключают любые альтернативные мнения. Кроме того, сильно сказался отток наиболее активных украинцев Крыма, которые подвергались преследованиям или имели на этот счет серьезные опасения, и в этой связи вынуждены были покинуть родную землю.

На вопрос, влияет ли сейчас на работу проукраинских объединений страх каких-то преследований, Алена Попова с горькой улыбкой заметила: «Страх — это априори. Это настолько ясно, что даже не оговаривается».

И надо сказать, что крымские власти в этом направлении проявляют весьма заметную активность. Помимо демонстративных предупреждений от прокуратуры и необоснованных задержаний, широко популярны профилактические беседы в Центре по противодействию экстремизму или подразделениях ФСБ, усиленное внимание со стороны миграционных служб и гарантированный «сервис» на пограничных пунктах пропуска.

29 февраля Михаил Батрак на себе ощутил все особенности работы пограничной службы. Его задержали после проверки документов, отвели на охраняемую территорию, где около часа под пронизывающим ветром пришлось ждать сотрудника ФСБ. После общения с ним были досмотрены все личные вещи, а также журнал звонков в мобильном телефоне. При этом ни понятых, ни протокола досмотра не было. Зато были невзначай брошенные фразы, мол, такой молодой, еще жить и жить…

Но несмотря ни на какие угрозы, ни на какое давление активисты Украинского культурного центра прекращать свою деятельность по сохранению украинской культуры в Крыму не намерены. Им тут еще жить и жить. Наверное…