Статьи

История «Артдокфеста» — российского кинофестиваля, которому не нашлось места в России

Татьяна Кулланда

журналистка
30.11.2018

С 6 по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Но все фильмы, участвующие в основной конкурсной программе, в этом году можно было увидеть только в Риге. Татьяна Кулланда рассказывает, как и почему крупнейший документальный кинофестиваль страны оказался одной ногой за границей.

Что не покажут по телевизору

Фестиваль «Артдокфест» вырос из премии в области кинодокументалистики «Лавровая ветвь». В 2005 году фильмы, вошедшие в шорт-листы в разных номинациях, отдельно показали для публики. На следующий год прошел показ только тех картин, которые не выходили телевизионный прокат, а в 2007 году от этого проекта отпочковался отдельный фестиваль. Возглавил его режиссер и продюсер Виталий Манский, который был в свое время и одним из инициаторов создания «Лавровой ветви».

По мысли создателей, «Артдокфест» должен был стать площадкой для неформатных фильмов, которые не показывают на современном телевидении. Неофициальным символом «Артдокфеста» стал перечеркнутый телевизор.

Кружка с неофициальным символом «Артдокфеста» — перечеркнутым телевизором / Фото: Artdocfest Film Festival / Flickr

«Мы этот фестиваль придумали как некую провокацию, цель которой — заявить: документальное кино живо и будет жить только до тех пор, пока будет оставаться искусством. Потому что как только оно превратится в товар, этот товар скоро испортится и исчезнет», — говорил Манский в 2007 году.

Главный приз первого фестиваля получила картина Светланы Федоровой «Не страшно» о встрече бывших мужа и жены, живущих с ВИЧ-инфекцией. Всего в рамках «Артдокфеста» был показан 21 фильм. Уже через год в разные программы фестиваля вошли 69 фильмов, гран-при достался «Следующему воскресенью» Олега Морозова — хронике вымирания села в Калининградской области.

На протяжении следующих десяти лет главные награды «Артдокфеста» получали картины из Дании, Казахстана, Франции, Швеции — в программу фестиваля принимаются документальные фильмы, снятые в любой стране на русском языке. В разные годы здесь показывали фильмы, посвященные в том числе «неудобным» для власти темам: проблемам Сочинской олимпиады, конфликтам на Украине, работе правозащитников в Чечне.

Культура и Крым

5 марта 2014 года, после ввода российских войск в Крым, украинские кинематографисты направили российским коллегам открытое письмо. В нем говорилось об опасности пропагандистских мифов российских СМИ, представляющих Майдан собранием националистов.

Ответа они получили сразу два. Первый был составлен в «КиноСоюзе» — организации, созданной в 2010 году в качестве альтернативы официозному «Союзу кинематографистов». Одним из главных инициаторов этого ответа был Виталий Манский.

В письме говорилось о неприятии «российской военной интервенции в Украину», подписали его больше двухсот человек, в том числе Лия Ахеджакова, Эльдар Рязанов, Андрей Смирнов и Виталий Манский.

Виталий Манский / Фото: Artdocfest Film Festival / Flickr

Ответ секретариата «Союза кинематографистов» был куда более пространным. В письме отмечалось, что организация выступает за «добрососедские взаимоотношения» между странами, но не может «согласиться с тем, что „площадь“ решает судьбу дорогой нам страны».

В тот же день было опубликовано заявление российских деятелей культуры в поддержку «позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму». Письмо собрало более 500 подписей, его создание инициировал министр культуры Владимир Мединский.

Именно с появлением первого, неудобного для власти письма Виталий Манский позже связывал специальное отношение к нему министра культуры. В полной мере оно проявилось осенью 2014 года.

Конфликт с министром культуры

В июне 2014 года министерство культуры отказало в софинансировании фильму Манского «Родные», рассказывающему о ситуации на Украине через призму истории семьи документалиста. При этом в мае экспертный совет Минкульта проголосовал за поддержку картины.

Как написал в фейсбуке режиссер, решение об отказе принимал лично Владимир Мединский. Минкульт в ответ пояснил, что результаты голосования экспертов носят лишь рекомендательный характер, а проект отклонили из-за сложной ситуации на Украине. В министерстве сказали, что не могут выделять бюджетные средства без гарантии, что картину получится снять.

Вскоре выяснилось, что проблемы с финансированием из бюджета могут возникнуть и у «Артдокфеста». Министерство не давало ответа на заявку о финансировании, в которой фестиваль просил миллион рублей. В конце августа организаторам «Артдокфеста» пришлось объявить сбор средств на краудфандинговой платформе «Планета».

В конце осени этого же года Мединский снял неопределенность в отношениях фестиваля со своим ведомством. «Ни один проект Манского, в том числе и „Артдокфест“, не получит никогда никаких денег, пока я являюсь министром культуры», — заявил он. Мединский пояснил, что Манский «наговорил столько антигосударственных вещей», что вообще не имеет права просить денег из бюджета.

Несмотря на отсутствие государственного софинансирования, фестиваль состоялся — и впервые проходил сразу в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Риге. Тогда в рамках Рижского международного фестиваля (Riga IFF) показали несколько фильмов из программы «Артдокфеста» 2013 и 2014 годов.

Новые правила

Отсутствие бюджетного софинансирования стало не единственной сложностью «Артдокфеста» в 2014 году. В июле в силу вступили две поправки в российские законы, которые сильно изменили правила в киноиндустрии. Во-первых, был принят так называемый «закон о мате», который запретил нецензурные выражения в кино. Во-вторых, введены крупные штрафы за показ фильмов без прокатного удостоверения — документа, который выдает Минкульт.

Летом 2018 года в России приняли еще один закон, ужесточающий правила проведения кинофестивалей. После критики представителей киноиндустрии его смягчили, отменив требование иметь конкурсную программу и жюри, чтобы показывать иностранные фильмы без прокатного удостоверения. Необходимость утверждать кинофестивали в министерстве культуры при этом осталась.

Нововведения серьезно осложнили жизнь всех независимых кинофестивалей, в том числе и «Артдокфеста». Виталий Манский не раз говорил, что закон о запрете мата сложно выполнить в случае с документальным кино, фиксирующим живую речь, а правило о прокатных удостоверениях превращается в очередной инструмент давления.

Кинозал как поле битвы

Вероятно, с самыми большими сложностями фестиваль столкнулся в 2017 году. Еще до начала «Артдокфеста» вице-спикер Госдумы и телеведущий Петр Толстой направил в Генпрокуратуру запрос по поводу картины «Война ради мира» Евгения Титаренко. Поводом стало то, что режиссер был добровольцем украинской медицинской части запрещенного в России «Правого сектора».

В СМИ развернулась кампания против фильма — которого, как отмечал Манский, никто из критиков не видел. В результате руководство фестиваля сначала перенесло показ «Войны ради мира» в Чешский культурный центр, а затем и совсем отменило.

Полицейские и активист движения SERB на показе «Артдокфеста», 10 декабря 2017 год / Фото: Artdocfest Film Festival / Flickr

К этому моменту кинокомпания «Каро» отказалась показывать фильм «Мустафа» украинского режиссера Эрнеса Сарыхалилова о лидере крымских татар. Показ отменили за несколько часов до начала, не объяснив причины.

Через три дня активисты движения SERB сорвали показ картины «Полет пули» Беаты Бубенец о войне на Донбассе. Несколько из них ворвались в зал и закрыли луч проектора, а другие разбрызгали рядом с экраном какую-то едкую жидкость. Активисты угрожали «выкинуть» зрителей «со второго этажа», а одна посетительница рассказала, что ее ударили по голове.

В апреле 2018 года «Артдокфест» оштрафовали на 100 тысяч рублей за показ «Полета пули» без прокатного удостоверения.

«Артдокфест» в Риге

Провести часть фестиваля в Риге его организаторы решили еще до выступления министра Мединского, которое фактически перекрыло не только государственное финансирование «Артдокфеста», но и поддержку проекта из любых лояльных государству источников. Уже в 2014 году Манский говорил, что около 40 процентов фестивальной программы подпадают под те или иные российские прокатные ограничения и допускал возможность, что Рига со временем станет главным местом проведения фестиваля.

«Артдокфест» в Риге, октябрь 2018 / Фото: Artdocfest Film Festival / Flickr

В мае 2018 года Владимира Мединского переназначили на пост министра культуры. После этого дирекция «Артдокфеста» заявила о переносе всей конкурсной программы фестиваля в Латвию, напомнив о срыве российских показов и прокурорских проверках. Еще одной причиной переезда стал отказ многих украинских режиссеров показывать свои фильмы в России — в 2018 году в основную программу «Артдокфеста» вошли сразу три таких картины.

Рижская часть фестиваля прошла с 19 по 23 октября — в Латвии показали конкурсную программу целиком. В России, как рассказал ОВД-Инфо Виталий Манский, точно покажут те фильмы, у которых к этому моменту будут прокатные удостоверения. Пока что в Москве билеты можно купить билеты на 13 из 21-го фильма основной конкурсной программы.

«Артдокфест» продлится с 6 по 12 декабря, в последний день его работы в Москве объявят лауреатов конкурса.

закрыть

Помочь проекту

Вчера ОВД-Инфо исполнилось 7 лет! Послушайте подкаст о том, как мы начинали работать.
Вчера ОВД-Инфо исполнилось 7 лет! Послушайте подкаст о том, как мы начинали работать.