Иллюстрации: Белла Лейн для ОВД-Инфо

«Монах призывает к неповиновению»: жизненный путь отца Иоанна Курмоярова

Бывший священник Русской православной церкви Иоанн (Дмитрий) Курмояров, арестованный в июне по делу о «фейках» про российскую армию, остается в СИЗО «Кресты». 20 июля суд отказался смягчить меру пресечения, хотя защита настаивала, что отец Иоанн не собирается скрываться от следствия. ОВД-Инфо рассказывает историю жизни отца Иоанна — со слов его родного брата Александра Курмоярова.

English version

«Русский, но не советский»

Дмитрий Курмояров родился в 1968 году в Пермском крае в семье кадрового советского военного, которого часто переводили из одного региона СССР в другой. Позднее семья перебралась в Беларусь, затем в Украину. В Виннице, где служил в то время отец, им выдали квартиру. Однако вскоре его снова перевели — на этот раз в Забайкалье, где они прожили три года. Только после этой командировки семья окончательно вернулась в Винницу и обосновалась там.

«Вообще мы русские, у нас родина Россия, но в Советском Союзе в те годы считалось, что жить в Украине лучше, — рассказывает Александр Курмояров. — Украина — такая красивая страна, кого направляют в Украину, тому повезло».

Правда, в Виннице Дмитрий Курмояров надолго не задержался. Здесь он окончил школу, но поступать решил в Россию — в Волгоградский архитектурный институт, который окончил в начале девяностых. Во время обучения отслужил в армии и затем вернулся в уже независимую Украину. К событиям тех лет — распаду Советского Союза и превращению Украины в самостоятельное государство — Курмояров отнесся скорее положительно.

«Он считал это нормальным, — рассказывает его брат. — И в статьях потом выступал против Советского Союза, он считает, что все пошло своим путем, так, как должно быть. Он был комсомольцем, но всю эту систему терпеть не мог. Никакой ностальгии по Советскому Союзу или воспоминаний, как там было хорошо, у него не было точно».

Сильно позже, в 2014 году, в своем фейсбуке Курмояров, отвечая на вопрос «К какому миру я принадлежу?», написал, что принадлежит «к миру Вселенского Православия», «к миру татарской культуры (сам татарин), к украинскому миру (т.к. живу здесь), к русскому миру (люблю русскую литературу), к французскому миру (люблю импрессионизм и пост-импрессионизм), к миру византийской иконы и еще ко многим, многим мирам. Но не люблю когда промывают мозги, — советской идеологией, русофобией, украинским национализмом».

А спустя еще пять лет отец Иоанн высказался об СССР даже более радикально: «Только что в одном из постов, где я критиковал советскую систему, меня обвинили в том, что я не люблю свою Родину. Отвечаю таким людям (копирую сюда свои сообщения, конкретному человеку): Вы меня с кем-то перепутали. Я русский, но не советский. Моя Родина Россия, а не СССР. СССР это коммунистический проект направленный против России. Может мы тем и отличаемся, что вы — советский человек, а я Русский. Мне лично больно смотреть на такие эксперименты над своей Родиной, в которых (учитывая голодоморы, гражданскую войну, коллективизацию, репрессии и т. д.) погибли миллионы людей».

«Их бог — Украина»

О судьбе Дмитрия Курмоярова в конце девяностых — начале нулевых годов известно не так много. Вероятно, потому, что в те годы он вел вполне обычную жизнь. После возвращения из России Дмитрий не стал работать по специальности, а вместе с отцом и братом занялся «бизнесом, тут, на базаре»: они торговали рыбой на местном рынке.

Тогда же в девяностые Дмитрий женился на женщине с сыном от первого брака. Ее ребенка Курмояров, по словам Александра, через некоторое время усыновил, так что мальчик стал его сыном официально. Впоследствии пути супругов разошлись, но с сыном отец Иоанн отношения поддерживает до сих пор.

Александр рассказывает, что они с братом всегда были творческими натурами, интересовались культурой, особенно музыкой. Отец Иоанн и сейчас локально известен как электронный музыкант, а Александр до недавнего времени выступал с местными группами в качестве гитариста. Что касается Дмитрия Курмоярова, то в молодости он больше занимался живописью, писал картины, а затем и иконы, через интерес к которым приблизился к церкви.

«Он был художником, писал картины, потом начал писать иконы, начал ходить в церковь, очень сильно этим интересовался, у него появился знакомый из, по-моему, Санкт-Петербурга, известный богослов, я не помню точно фамилию, он уже умер. Тогда они общались, ну и в конце концов он потом принял решение уйти в церковь», — говорит Александр.

К тому моменту Дмитрий уже развелся с супругой и постепенно отходил от мирской жизни. Он приобрел небольшой дом в Немировском районе Винницкой области и впоследствии основал там скит, в котором долгое время жил. «Его рукоположили, по-моему, монахи, с тех пор начался его священнический путь, — рассказывает брат священника. — Скит был в Тульчинской епархии».

Дмитрий Курмояров, фото для епархиального управления, 2019 год / Фото со страницы Курмоярова в фейсбуке

В монашество Дмитрия Курмоярова постригли в 2011 году с именем Иоанн. В том же году Черновицкий православный богословский институт присвоил отцу Иоанну статус кандидата богословских наук. Позже он получил и докторскую степень. Уже в то время, судя по некоторым источникам, Курмояров активно вел блог, но самые ранние посты в его нынешнем фейсбуке датированы 2014 годом, после Евромайдана и смены власти в стране.

«В четырнадцатом он в принципе в основном уже был в церкви, он пытался дать именно церковную оценку происходящему, не скажу, чтобы он там сильно политически участвовал в этом или какие-то свои мнения выражал, но после четырнадцатого года Порошенко пришел и начались движения по расколу церкви, он начал выступать в поддержку УПЦ (Украинская православная церковь Московского патриархата — ОВД-Инфо), вести просветительскую работу».

О церковных проблемах отец Иоанн действительно писал очень много, но и политические темы оставались в фокусе его внимания. Войну на Донбассе он называл «гражданской», а попутно критиковал Евромайдан, предсказывая, что после него в стране «наступит реальная (простите за грубость) ЖОПА», критиковал украинских политиков, негативно отзывался об отключении в Украине российских телевизионных каналов и задавался вопросом, что будут делать «националисты» из АТО на том свете.

«Вообще-то христианин должен перед смертью принести покаяние за прожитую жизнь, т. к. все мы люди грешные, — писал отец Иоанн. — Но у некоторых людей, в Украине, сегодня другая вера. А точнее их бог Украина. А высший смысл жизни — это принадлежность к украинской нации. Вот только мне непонятно, что они будут делать на том свете? Где нет стран, границ, национальностей? Где даже не будет ни мужского пола, ни женского. Мучиться наверное они будут, т. к. полюбили более всего не Христа, а нечто временное, преходящее, не имеющее отношение к вечности!»

«Кое-какие угрозы»

Революционные события в Украине 2013–2014 годов обострили ситуацию и в украинской православной церкви. В то время на территории страны большинство приходов относились к Украинской православной церкви Московского патриархата, которая фактически находилась в подчинении патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также в Украине вела работу Украинская православная церковь Киевского патриархата и другие неканонические на тот момент православные церкви.

Отец Иоанн служил в церкви Московского патриархата и всячески противостоял так называемому «расколу», был активным участником движения «За единую церковь», которое существует до сих пор. Он называл киевский патриархат «самопровозглашенным» и призывал его основателя патриарха Филарета раскаяться, распустить «свою псевдоцерковную структуру» и снять патриарший куколь.

«Тогда начались захваты храмов УПЦ со стороны Украинской православной церкви, он пытался разговаривать с руководством церкви о том, что надо какие-то действия предпринимать, как-то реагировать на это, — рассказывает Александр Курмояров. — Но руководство приняло позицию замалчивания, выжидания, на его действия никто не реагировал, и он оказался в информационном вакууме, у него просто не было здесь поля для деятельности».

Непримиримая позиция отца Иоанна не вызывала понимания у церковных иерархов. К тому же сторонники Филарета в итоге одержали победу: в декабре 2018 года УПЦ Киевского патриархата объявила о самороспуске и входе в состав созданной тогда же Православной церкви Украины, к которой присоединились и другие неканонические православные церкви. Православная церковь Украины стала доминирующей силой, а в 2019 году получила от Константинопольского патриархата автокефалию, то есть независимость от других поместных церквей, в том числе от РПЦ.

Еще когда этот процесс не был завершен, отец Иоанн обрушился с критикой не только на УПЦ КП, но и на Константинополь: «ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ, ТЕПЕРЬ УЖЕ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАХАТ ЯВЛЯЕТСЯ РАСКОЛЬНИЧЕСКОЙ, ЕРЕТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ, — писал он в октябре 2018 года. — Надеюсь и РПЦ, и УПЦ, и другие канонические Православные Церкви разорвут с ним евхаристическое общение».

В то время отец Иоанн уже подвергался гонениям в Украине из-за другого своего скандального поста, посвященного Дню Победы. На размещенной им 9 мая 2017 года открытке присутствовала георгиевская лента, изготовление и пропаганду которой в Украине запретили несколько дней спустя — соответствующие поправки в административный кодекс Верховная Рада приняла только 16 мая 2017 года. Тем не менее через несколько месяцев действиями Курмоярова заинтересовались в СБУ, в его отношении возбудили административное дело, обвинили в пророссийской пропаганде, а затем исключили из списка священников Тульчинской епархии.

«Как таковых преследований, серьезного давления не было, правоохранительные органы его как-то вызывали, вели какую-то беседу, — говорит Александр Курмояров, — давление больше общественное, СМИ писали какие-то негативные статьи насчет его. В связи с этим были кое-какие угрозы от националистических организаций, но не особо серьезные. И он просто принял решение уехать в Россию».

Сам отец Иоанн позднее объяснял, что его отъезд был в первую очередь связан не с общественным давлением, а с поведением Тульчинской епархии. По его словам, ситуация вокруг георгиевской ленточки кончилась «вполне нормально», он выиграл оба суда по этому делу, поэтому в Украине бояться ему было нечего, даже несмотря на угрозы со стороны «сумасшедших людей».

«А вот то, что мое епархиальное управление, прямо скажем, подлость сделало, вот это меня, конечно, немножко ранило, — говорит отец Иоанн. — Да и потом, когда ты не чувствуешь поддержку за ту активную деятельность, на которую тебя еще и сами благословили, да еще и так жестко наказывают, я понял, что смысла нету оставаться. Все равно ничего не будет. Если свои вставляют палки в колеса и не хотят против раскола, против раскольников ничего проповедовать <…>, то смысла нету, и поэтому я просто собрался и уехал на родину».

«Тебя никто не возьмет»

В России отец Иоанн получил место доцента Новосибирской духовной семинарии, где на протяжении двух лет он преподавал богословие. Параллельно Иоанн продолжал вести блог в фейсбуке и развивал ютуб-канал «Православный виртуальный приход», зарегистрированный еще в 2017 году. В своих социальных сетях отец Иоанн критиковал уже и российскую действительность, в том числе деятельность РПЦ.

Александр Курмояров говорит, что его брата всегда отличала непримиримая любовь к правде, из-за которой у него часто не складывались отношения с руководством и людьми, которые не могут выдерживать критику.

«Он такой правдолюб у нас, если какую-то несправедливость видит, он говорит открыто, — объясняет Александр. — И это многим людям не нравится. И он разочаровался в Русской православной церкви, в РПЦ Кирилла, потому что понял, что она превратилась в такую армейскую тоталитарную структуру по подавлению человека. То есть никого критиковать нельзя, вышестоящее начальство — это закон, и так далее. Это совсем никак с христианством не соприкасается. Он с этим столкнулся, начал высказывать свое мнение, и ему решили закрыть рот».

Самой громкой историей, связанной с отцом Иоанном, до нынешней весны была его планомерная критика храма вооруженных сил, который он называл «языческим капищем» и осуждал за изображение на его фресках офицеров НКВД, Юрия Гагарина, других светских персонажей и советской символики. В итоге летом 2020 года Курмоярову запретили вести службы, носить рясу и крест, преподавать и проповедовать в церкви. Запрет был наложен «в связи с несоответствием званию клирика РПЦ».

Отец Иоанн попытался найти другое место службы, так как запрет, теоретически, действовал только два месяца, но принять его на работу не смогли, сославшись на характеристику, составленную в Новосибирской епархии. «Ему сказали: мы тебя не можем принять, тут такое написано, что тебя никто не возьмет. То есть ему такую характеристику написали, что он нигде уже не мог служить», — говорит Александр Курмояров.

Отец Иоанн попытался судиться с епархией и восстановиться на службе, но эти попытки пока не увенчались успехом. Позднее он переехал в Петербург, перешел в Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ — ОВД-Инфо), нашел мирскую работу в охранном предприятии, занимался музыкой и продолжал вести свой блог. Не оставил Курмояров и борьбу против храма вооруженных сил, в декабре прошлого года он даже подал в суд на министра обороны РФ Сергея Шойгу, попросив привлечь его к ответственности за оскорбление чувств верующих. Заявление было связано именно с этим храмом. Интервью у Курмоярова тогда взяли «Сноб», «Дождь» и другие независимые СМИ, он стал достаточно известной персоной.

Риторика отца Иоанна по отношению к РПЦ в это время существенно изменилась по сравнению с украинским периодом его жизни. 28 декабря 2021 года он написал в своем блоге: «ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, У МЕНЯ УЖЕ 5000 ПОДПИСЧИКОВ. ПОЖАЛУЙСТА, УДАЛИТЕСЬ ТЕ, КТО СЧИТАЕТ РПЦ — ЕДИНСТВЕННОЙ ИСТИННОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ВЕРИТ В БЕЗГРЕШНОСТЬ РПЦ-ШНОГО ЕПИСКОПАТА, А ТО Я НЕ МОГУ НОВЫХ ЛЮДЕЙ ДОБАВИТЬ В ДРУЗЬЯ».

«Власть должна это почувствовать»

Военную «спецоперацию» в Украине отец Иоанн осудил через два дня после ее начала в ролике под названием «Почему Путин не выиграет эту войну?».

«Только не подумайте, что я к революции какой-то призываю, нет, я за мирный протест, по типу Ганди, — говорит на видео Курмояров. — Вы, наверное, удивитесь, как это, монах призывает к неповиновению, да? Даже те, кто в РПЦ состоит, возьмите социальную концепцию Русской православной церкви, откройте, там, по-моему, „Церковь и политика“ раздел, и вы увидите там вот эти мудрые слова написаны, что если власть выступает против Евангелия, против христианских заповедей, то церковь имеет право призвать христиан и общество к неповиновению власти. <…> Власть должна это почувствовать и уйти просто, вот и все. И наконец-то в России должны заработать демократические процедуры».

В дальнейшем отец Иоанн выпустил еще множество роликов с критикой военных действий, но особое внимание правоохранителей привлекло видео «Кто будет в аду, а кто в раю?», опубликованное на его канале 12 марта 2022 года. В нем Курмояров комментирует высказывание Путина о том, что «мы как мученики попадем в рай, а они сдохнут». Отец Иоанн говорит, что в рай попадут миротворцы, «а тот, кто развязал агрессию, ну, не будет он в раю, как ни упирайся».

Дмитрий Курмояров в Санкт-Петербурге, 2018 год / Фото со страницы Курмоярова в фейсбуке

Сразу после публикации видео никакой реакции от властей не последовало, но отец Иоанн, по словам Александра Курмоярова, понимал, что такая угроза существует. «Мы обсуждали ситуацию с этими роликами и так далее, в принципе, к аресту были готовы, мы ожидали этого, мы предполагали, что какое-то давление со стороны властей будет. Думали, что будут вызывать, беседовать. Он думал, что если будут сильные преследования, его выдавят как-то из страны или он сам уедет, но конкретно планов мы не строили. Он все-таки собирался оставаться в России, жить там», — говорит брат священника.

В апреле отца Иоанна лишили священного сана указом патриарха Кирилла, отметив, что «бывший иеромонах Иоанн (Курмояров) ведет активную медийную деятельность в поддержку националистического режима Украины, формирует недостоверную информацию о вооруженных силах Российской Федерации, а также раскольнической организацией РПЦЗ Агафангела Пашковского поставлен в Московский регион для формирования общины». А уже в начале июня Курмоярова арестовали по делу о «фейках» про российскую армию (ч. 2 ст. 207.3 УК). В ходе обыска у него изъяли компьютер, планшет, два жестких диска, две иконы, деревянный крест и подрясник, хотя ролик, ставший поводом для уголовного дела, он записывал в обычной рубашке.

В качестве меры пресечения на период следствия отцу Иоанну избрали содержание под стражей, хотя никаких оснований для этого, по мнению адвоката Курмоярова Леонида Крикуна, не было.

«Абсолютно необоснованно избрана эта мера, — считает адвокат. — У него и жилое помещение, и работа в Санкт-Петербурге, и несмотря на то, что преступление, которое ему вменяют, тяжкое, оснований для избрания меры ему не было. Судя по всему, именно эта мера связана с тем, что он отказался вину признавать в совершении преступления, но по закону это не является основанием».

По новой норме о «распространении заведомо ложной информации об использовании ВС РФ» Курмоярову грозит до десяти лет лишения свободы. Леонид Крикун говорит, что жалоб на условия содержания у отца Иоанна нет. На встречах с адвокатом выглядит он нормально, чувствует себя — тоже.

По словам защитника, следователь долгое время после избрания меры пресечения не выходил с ним на связь, а позднее, в конце июля и начале августа, несколько раз переносил предъявление новой редакции обвинения. Александр Курмояров считает, что дело в отношении брата возбудили не без участия противников отца Иоанна в церкви:

«Не могу утверждать, но мне кажется, что это такая месть. Его арестовали за какой-то ролик, но у него на канале несколько тысяч подписчиков, это вообще ничто. В фейсбуке тоже маленькое количество, он не такой известный человек. Но как раз в то время у него шли суды с РПЦ, телеканал „Спас“ снял о нем пасквильный ролик, то есть велась работа по его дискредитации. И, как мне кажется, кто-то, грубо говоря, просто настучал на него, указал властям».

Редакция ОВД-Инфо