Журнал «Искусство кино» лишили финансирования из-за рецензии Антона Долина на фильм о декабристах

Журнал «Искусство кино» лишили государственного финансирования из-за критической рецензии главреда Антона Долина на фильм «Союз спасения». Об этом сообщает «Новая газета».

Рецензию на фильм о декабристах Долин написал в декабре 2019 года на сайте «Медузы». Фонд кино пояснил отказ финансировать журнал тем, что главная цель ведомства — поддерживать кино, а не печатные издания.

Один из продюсеров «Союза спасения» — генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Одну из главных женских ролей исполнила его жена Софья Эрнст.

Сам кинокритик рассказал «Дождю», что настоящей причиной для отказа послужила просьба Константина Эрнста прекратить финансирование издания. Об этом ему стало известно со слов свидетелей, присутствовавших при заявлении продюсера.

Фильм «Союз спасения» вышел в 2019 году. Вскоре после выхода киноленты министр культуры Владимир Мединский предложил включить картину в обязательную школьную программу.

В своей рецензии Антон Долин пишет, что фильм намеренно показывает декабристов как «взбалмошных интеллигентов, казнь которых спасет отчизну», при этом «идеологическая программа [фильма] выстроена чеканно, холодно, безошибочно эффективно и умно».

«Если верить финальному титру „Союза спасения“, после казни декабристов император правил долго и счастливо — о прозвище „Николай Палкин“, репрессиях, цензуре, России как жандарме Европы фильм стыдливо умалчивает. Зато не забывает сообщить, что либеральничавший Александр II Освободитель был убит террористом. А потому что нечего с революционерами нянькаться. Без всяких шуток: вполне возможна и такая точка зрения на восстание декабристов. Хотя за весь монархистский XIX век и за весь, по преимуществу советский, XX уважавшие себя художники в России ее ни разу не высказывали. Однако трудно не заметить, как она звучит сегодня. В разгаре „московское дело“, где реальные сроки получают люди, бросившие в росгвардейца пластиковый стаканчик или случайно схватившие его за руку, и президент вслух это одобряет („А потом стрелять начнут!“ — ну прямо как декабристы). Сфабрикованное дутое дело „Нового величия“ могло бы показаться пародией на процесс декабристов — если бы только не унижения и пытки, которым подвергаются ничего не совершившие молодые люди. В этой ситуации „Союз спасения“, хотят того его авторы или нет, звучит как одобрение политики государственного террора по отношению к несогласным», — говорится в статье кинокритика.